

В августе 2021 года мы представили данные исследования о домашнем насилии в России. Анализ приговоров с 2011 по 2019 год показал, что 65.8% убитых женщин были жертвами домашнего насилия. Исходя из опубликованных приговоров по статьям, подразумевающим убийство, за это время 12 209 из 18 547 женщин погибли от рук партнера или родственника. Тогда мы выяснили, что в приговорах, содержащих факт домашнего насилия, 81% женщин погибли от рук партнеров. Оставшиеся 19% погибли от рук родственников. Это соотношение оставалось стабильным из года в год, изредка меняясь на 1 процентный пункт. Эти результаты были получены с помощью специальной программы «Алгоритм Света».
Мы продолжили наше исследование и проанализировали данные судебных приговоров за 2020 и 2021 год. Новое исследование позволило выяснить масштаб домашнего насилия во время пандемии COVID-19.
Применив «Алгоритм Света» к новым приговорам, мы выяснили, что за два коронавирусных года в России доля убитых женщин в ситуации домашнего и партнерского насилия значительно выросла по сравнению с предыдущими годами. В 2020 году она составила 70.9%. В 2021 году – 71.7%.
Динамика домашнего насилия по годам.
Из приговора Видновский городской суд Московская область, 2020 ст. 105 ч.1 УК РФ (умышленное убийство)
Читать приговор полностью
«Бакулин К.Н., осознавая противоправность и общественную опасность своих действий в виде причинения смерти другому человеку, испытывая личную неприязнь к потерпевшей, возникшей в процессе ссоры по мотивам ревности, действуя умышленно, взял неустановленный нож, которым нанес не менее 188 травматических воздействий по телу БАП»
Из показаний матери убитой: «Ее дочь работала упаковщицей на складе до пандемии коронавируса, впоследствии находилась на самоизоляции. Она предполагает, что в связи с тяжёлой ситуацией в стране, возникшей по причине пандемии, Бакулин К.Н. стал злоупотреблять спиртными напитками».
В 2020 и 2021 году значительно вырос уровень партнерского насилия. Из общего числа погибших от домашнего насилия 92.5% и 92.8% соответственно были убиты партнерами. Остальные — родственниками.
Из приговора Апшеронского районного суда Рязанская область, 2020 ст. 105 ч.1 УК РФ (умышленное убийство)
Читать приговор полностью
«Долгов С.М. нанес металлическим клинком указанного ножа сидевшей перед ним на диване ФИО1 один удар в жизненно важную анатомическую область человеческого тела — шею, от которого та упала на пол, а затем нанес еще два удара ножом в область влагалища последней».
Из показаний соседей: «Из их квартиры периодически доносились крики, мужчина периодически выгонял женщину из дома, кричал, что убьет ее».
Из показаний свидетелей: «Пройдя в магазин, он принес на кассу, за которой она [кассирша] сидела, бутылку водки, при этом обратился к ней с просьбой оказать ему помощь в выборе вина «<данные изъяты> пояснив, что ему нужно вино для отпевания усопшей»

Из приговора Киквидзенского районного суда Волгоградская область, 2021 ст. 105 ч.1 УК РФ (умышленное убийство)
Читать приговор полностью
«Начался карантин из-за коронавируса, обратно он уехать не мог и остался у сына. Дети уехали лечить внукам зубы. Он говорил ей, что у него нет терпения. Около 11 часов 00 минут, у него и Т.Р.Ф. произошла очередная словесная ссора. Его супруга начала негативно высказываться в адрес его отца и матери, используя грубую нецензурную брань. В ходе ссоры, когда они находились в ближней ко входу в дом жилой комнате, он сразу же вышел из данной комнаты, взял кухонный нож. Он подошел к Т.Р.Ф. Удары он наносил в быстрой последовательности одно за другим».

Из приговора Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия, 2021 ст. 111 ч.4 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего)
Читать приговор полностью
«Подсудимый Х. пришел домой в состоянии алкогольного опьянения в течении дня с 13 часов до 22 часов Х. [бабушка] начала предъявлять ему претензии по поводу банковской карты, на которую поступала ее пенсия, начала его оскорблять, выражаться нецензурной бранью. В ходе ссоры он нанес ей удар локтем правой руки по туловищу, от чего бабушка упала, и ударилась лицом об спинку дивана, затем нанес ей не менее 7 ударов кулаками рук в область лица и не менее 4 ударов по рукам».
Из приговора Советского районного суда г. Махачкалы Республика Дагестан, 2021 ст. 107 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения)
Читать приговор полностью
«ФИО1, прожив в браке с ФИО8 разошелся с последней из-за сложившихся семейных трудностей. Во втором браке ему удалось выстроить семейные отношения по образу своей родительской семьи — с большим количеством детей, взаимопомощью, взаимной любовью между супругами, между супругами и детьми, идентифицировав себя с главой семейства, данную роль выполнял с присущими маскулинными качествами — защитник для детей и жены, тепло и нежно, практически сверхценно.
ФИО1 находился в гостях у ФИО8 [бывшей жены], во время беседы между ними возникла ссора, в ходе которой, ФИО8 нанесла тяжкое оскорбление ФИО1, обозвав его дочерей проститутками, что явилось для него субъективно неожиданной и глубоко психотравмирующей ситуацией, на фоне чего у него внезапно возникло состояние сильного душевного волнения (аффекта).
ФИО1 потеряв самоконтроль и возможность критически оценивать совершаемые им действия, на почве нанесенного тяжкого оскорбления с её [бывшей жены] стороны, возникшего в неожиданной, субъективно непереносимой психотравмирующей ситуации, затрагивающей ведущие ценности и личностные смыслы ФИО1, нанес четыре удара рукояткой травматического пистолета в область головы ФИО8 [бывшей жены], после чего посредством сдавливания органов шеи руками, удушил последнюю».

Всего мы проанализировали 11 175 новых приговоров, размещенных в открытом доступе на ГАС Правосудие и сайте Мосгорсуда. Среди них было 3 759 приговоров, которые описывали убийства женщин. Мы нашли 2 680 приговоров, в которых женщина была убита своим партнером или родственником. Реальное число погибших от домашнего насилия может быть еще выше, поскольку многие приговоры еще не опубликованы.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила COVID-19 пандемией. Страны одна за другой стали вводить чрезвычайное положение, режим изоляции, карантин, обязательное ношение масок и целый ряд различных ограничений. Правительства разных стран были вынуждены экстренно принимать беспрецедентные меры по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции, в том числе путем ограничения прав и свобод человека. Антиковидная политика, принимаемая разными странами, привела к возникновению новым рискам для уязвимых групп населения — в частности для жертв насилия в семейных и партнерских отношениях.
Угроза нарушения закона о карантине стала серьезным препятствием для женщин, находящихся в ситуации насилия. Страх привлечения к ответственности вынуждал женщин оставаться в доме вместе с агрессором.
Практически все страны, которые ввели режимы карантина или самоизоляции, признали, что столкнулись с ростом случаев домашнего насилия. Рост домашнего насилия был зафиксирован в Китае, Испании, Италии, Великобритании, Германии, Франции, в странах Латинской Америки, Узбекистане, Индии и других.
Реакция государств на обострение проблемы домашнего насилия в период COVID-19 зависела от уже существующей государственной политики в этой области. Новые условия жизни, связанные с распространением пандемии, заставили государства пересмотреть доступность существующих способов защиты и поддержки пострадавших от домашнего насилия. В Испании, где были приняты чрезвычайно строгие санкции за нарушение карантина, правительство заявило, что женщины, которые покидают свой дом, чтобы сообщить о домашнем насилии, не будут оштрафованы. Полиция Великобритании также сообщила о том, что жертвы домашнего насилия не будут наказаны за нарушение правил карантина. Отказ от привлечения к ответственности за нарушение карантинных правил продемонстрировал, что государства со всей серьезностью относлись к проблеме домашнего насилиях.
Государства, в которых изначально была создана система профилактики домашнего насилия, активно принимали дополнительные меры поддержки пострадавших в период пандемии. Чаще всего эти меры были связаны с переводом большинства услуг для пострадавших в онлайн режим, широкое информирование и создание специальных дополнительных мест в убежищах, новых механизмов, обеспечивающих доступ к правосудию.
Россия оказалась одной из самых неподготовленных для защиты пострадавших от домашнего насилия стран.
В конце марта-начале апреля 2020 года во всех регионах России власти ввели режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса: временное закрытие большинства предприятий, учебных заведений, запрет свободно перемещаться по городу. Людей обязали соблюдать карантин или находиться на самоизоляции в своем доме. Покидать его разрешили только при наличии определенных оснований: поход в ближайший магазин за продуктами, вынос мусора, выгул домашних животных не более чем в 100 метрах от дома.
Самые строгие меры были приняты в Москве и Московской области. С 13 апреля 2020 года большинству граждан требовался цифровой пропуск, чтобы отойти от дома дальше, чем в ближайший продуктовый магазин. В начале пандемии Чечня стала первым регионом России, где были введены жёсткие ограничения на передвижение. Глава республики Рамзан Кадыров поручил закрыть границы региона для всех видов транспорта, включая самолёты и поезда. С начала апреля 2020 года там был введен комендантский час с 20:00 по 8:00. По вечерам силовики проводили рейды, выявляя жителей, «бесцельно» находящихся на улице.
В марте 2020 года российские суды ввели ограничения на работу. Верховный суд тогда постановил рассматривать только дела безотлагательного характера.

Как и во многих других странах российские НКО, работающие с пострадавшими от домашнего насилия, начали фиксировать рост обращений за помощью с введением антиковидных мер. Количество звонков, поступивших на Всероссийский телефон доверия для женщин Центра «АННА»* (8-800-7000-600), в марте 2020 года выросло почти на 24%. К маю — на 74%. Количество обращений в женский кризисный центр «Китеж» выросло на 15%. Центр защиты пострадавших от домашнего насилия сообщил, что количество обращений к ним в мае 2020 года выросло на 30%.
*Минюст внес Центр «АННА» в список НКО инагентов
В тоже время МВД России отрицали рост жалоб на домашнее насилие в период карантина. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко также усомнилась в данных правозащитных организаций и заявила, что к обсуждению закона о профилактике домашнего насилия нужно вернуться после пандемии.
В начале апреля 2020 года девять российских общественных организаций, работающих с жертвами домашнего насилия, публично обратились к Правительству России и региональным органам власти. Они призывали принять срочные меры для защиты пострадавших от домашнего насилия в условиях карантина и самоизоляции. 21 апреля 2020 года ряд депутатов Государственной думы России обратились к вице-премьеру Татьяне Голиковой с аналогичной просьбой. Но комплексных мер или программ поддержки пострадавших от домашнего насилия Правительство России не приняло. В тоже время МВД России ответило на обращение правозащитников, что допустивших нарушения режима самоизоляции в состоянии крайней необходимости не будут привлекать к ответственности. На поручение вице-премьера Татьяны Голиковой также отреагировало Минкомсвязь РФ и разместило на справочно-информационном Интернет-портале «Госуслуги» информацию, посвященную профилактике домашнего насилия. В отличие от государственных служб общественные организации, работающие с пострадавшими от домашнего насилия, постарались перестроить свою работу, учитывая новые обстоятельства. Консультационные услуги, группы поддержки, тренинги были переведены в онлайн режим, к телефонам «горячих линий» добавились консультации с помощью мессенджеров и электронной почты. «ИНГО. Кризисный центр для женщин» (Санкт-Петербург) и Кризисный центр «Китеж» (Москва, Московская область) наладили взаимодействие с гостиницами, в которые селили пострадавших от домашнего насилия в период карантина. Всероссийский телефон доверия для женщин 8 800 7000 600, работа которого поддерживается специалистами Информационно-методического центра «АННА»*, перешел на круглосуточный режим работы. Центр «Насилию.нет»** и косметический бренд «Mixit» запустили совместный проект — женщин, которые звонили в колл-центр «Mixit» и называли кодовое слово, переводили на специалистов. Российские СМИ также активно отреагировали на проблему домашнего насилия в период пандемии. С 1 апреля по 1 июня 2020 года в «Яндексе» тема домашнего насилия упоминалась в более чем 350 новостных сообщениях. Проблему освещали «Риа.Новости», «Интерфакс», «ТАСС», газета «Коммерсант», «Новая газета», «Известия», а также региональная пресса. Выросло качество публичной дискуссии о проблеме домашнего и партнерского насилия, а также уровень осведомленности о ней экспертов, представителей общественных и государственных организаций.
*Минюст внес Центр «АННА» в список НКО инагентов
**Минюст внес Центр «Насилию.нет» в список НКО инагентов
Ситуация с поддержкой пострадавших от домашнего насилия в период пандемии в России осложнялась отсутствием законодательной базы и отлаженных государственных механизмов в этой области. Работа большинства государственных служб и учреждений была направлена в первую очередь на борьбу с пандемией. В ряде регионов в органах полиции был приостановлен личный прием, изоляторы временного содержания были закрыты на карантин, а сотрудникам полиции была дана установка не задерживать за мелкие правонарушения. Многие медицинские организации, включая травмпункты, были перепрофилированы на борьбу с коронавирусом. В России и раньше отмечали серьезный дефицит кризисных центров и убежищ для женщин, пострадавших от домашнего насилия, а после объявления режима повышенной готовности во многих регионах, включая Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Карелию, кризисные центры были вынуждены приостановить свою работу или уйти на карантин и не принимать новых пострадавших. Неэффективная работа полиции, сложности получения медицинской помощи, не связанной с COVID-19, отсутствие доступа к убежищам и кризисным центрам поставили пострадавших от домашнего насилия в особо уязвимое положение.
Более 30 лет в России регулярно предпринимаются попытки принять закон против домашнего насилия, но каждый раз они ни к чему не приводят.
До сих пор отсутствует законодательно закрепленный понятийный аппарат Не выработаны механизмы профилактики домашнего насилия и защиты пострадавших, например, охранные ордера, пострадавшим сложно добиться защиты государства, поэтому сбор официальной статистики не вызывает доверия. В России, как и в других странах, меры, принятые для сдерживания эпидемии, усугубили ситуацию домашнего насилия.
Глобальное воздействие COVID-19 на ситуацию с домашним насилием полностью не изучено. Ученый Антон Павлович Казун в своей исследовательской статье «Влияние пандемии коронавируса на домашнее насилие: обзор международных исследований» отметил, что на начало октября 2021 года в международной базе данных научных цитирований Scopus насчитывалось более 650 научных работ, посвященных влиянию пандемии на уровень домашнего насилия. Ученые также изучают влияние пандемии на положение женщины в обществе и на рынке труда. Вероятно, последствия пандемии еще будут долго проявляться в социальной сфере во всем мире и в контексте прав человека в частности.
Организация защищает права женщин, которые подвергаются домашнему насилию по всей России. «Центр защиты» при Консорциуме оказывает юридические консультации и оплачивает работу адвоката, который представляет пострадавших в полиции и судах. Поддержите борьбу с домашним насилием, чтобы женщины не оставались наедине с агрессором.
Поддержать
Команда: Мари Давтян, Софья Русова, Светлана Жучкова, Саша Граф, Оля Парамонова.